Карта нечто меньшее. Карта не равна карте.
Дятел пёстр, а жизнь пестрей.
Саамы
Карта — убеждения относительно реальности и восприятие мира.
Территория — реальность, или вся совокупность того, что возможно воспринимать.
У каждой личности своя собственная субъективная карта реальности. Карта формируются из личного опыта и того, как человек его воспринимает.
Карта не территория. Субъективная природа человеческих переживаний охватывает только часть объективного мира. Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Мысленные карты, в которых люди отражают окружающий нас мир, вовсе не совпадают с самим этим миром. Описание реальности не является самой реальностью.
- Абстракция, выведенная из чего-нибудь, или реакция на неё не является самой вещью;
- перст, указующий на предмет, не есть сам предмет;
- метафорическая репрезентация какого-то концепта не является самим концептом;
- научная теория, описывающая «объективную реальность», не является самой «объективной реальностью».
Карта может обладать структурой, схожей или несхожей со структурой территории. Наиболее «мудрые» и «дружественные» карты — те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее «подлинными» или «точными».
Карта не равна карте. Карта одной личности не равна карте другой личности. Никакая отдельная карта — отражение мира — не является более «подлинной» или «настоящей», чем любая другая.
Действия людей определяются именно этими картами, а не миром непосредственно. Люди реагируют на своё собственное восприятие реальности.
Богатство или бедность карты продиктованы тремя фильтрующими механизмами: удалением, искажением и обобщением.
Карту можно обогатить. Гораздо легче поправить и усовершенствовать карту, а в особенности чувства и интерпретации, нежели изменить сам мир. Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира конкретного человека.
Пример
Схематическое изображение дорог или меню в ресторане могут лишь помочь человеку отыскать свой маршрут по городу или выбрать блюдо. Но и карта, и меню коренным образом отличаются от той дороги, по которой человек пойдет, и от блюда, которое ему подадут.
Действие этого принципа можно наблюдать на примере того, как люди каждый день ездят на работу. Несколько месяцев, а может быть даже и лет, проходит с тех пор, как человек рассматривал карту города, отыскивая маршрут, по которому ему предстояло отправляться на работу и возвращаться обратно, и проверял некоторые из них, прежде чем выбрать наилучший.
И с тех пор большинство людей изо дня в день ездит по однажды выбранному маршруту. Если в некоторый момент появиться новая дорога, позволяющая значительно сократить время в пути, то до тех пор, пока человек не удосужится обновить свою мысленную карту, в его голове будет сохраняться некоторое расхождение между картой и территорией. Это расхождение не будет играть сколько-нибудь значительной роли до тех пор, пока на привычном для человека маршруте не начнутся работы по реконструкции дорожного полотна. И тогда движение на дорогах вдруг застопорится, поскольку водители с устаревшими картами вдруг обнаружат, что они ограничены в выборе маршрута несколькими дорогами, и у них нет дополнительных сведений о том, какой из доступных путей предпочтительнее. А в это время те водители, которые располагают более полными новыми картами, на которых нанесено больше дорог и есть из чего выбирать, уже мчатся по выбранному заранее пути.
Позитивные последствия веры в это убеждение
- Даже если нет согласия с высказыванием другого человека — спокойное восприятие и этого мнения.
- Осознание того, что и мои убеждения могут быть в чём-то не до конца верны. И есть убеждения лучше. Жить с которыми может стать, тоже, лучше.
- Быстрое расширение представлений об окружающем мире и выделение наиболее эффективных из них.
Список использованной литературы
- Коржибски А. Наука и психическое здоровье. — 1933.
- Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума. — М.: УРСС, 2005. (Расширенное переиздание.)
- Бейтсон Г. Разум и природа. — М.: УРСС, 2006.
- Андреас C., Фолкнер Ч. НЛП. Технология успеха – М. : Эксмо, 2010. – 400 с. — С. 37, 39-40.
- Бендлер Р., ТРАНСформация. Как использовать гипноз для изменения жизни к лучшему – М. : Эксмо, 2010. – 384 с.