Разбивка, Детализация
Если сузить рамку восприятия до чего-то конкретного, то можно выделить что-то подвластное изменению. Или обратить внимание на маловажность составляющих заявленного убеждения. Применение к ценности какой-нибудь шкалы или поиск способа измерить критерий возвращают человека к связи между картой и территорией (B1). Всё это не может не ослабить исходное убеждение.
Разукрупнение элементов убеждения до того уровня, который изменит взаимоотношения, определённые этим убеждением.
Изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
Какие меньшие элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?
Примеры
— Диагноз – неспособен к обучению.
— Означает ли неспособность к обучению неспособность восприятия информации? Иными словами, действительно ли этот человек не способен воспринимать информацию? Кроме того, означает ли наличие проблем с обучением также наличие проблем с запечатлеванием, хранением и воспроизведением информации?
— Я не могу принять эти обязанности, потому что я никогда ни за что не отвечал.
— Сколько раз, даже не пытаясь сделать что-либо, ты утверждал, что на это не способен?
— Ты опоздала на мою вечеринку, значит, ты меня не уважаешь.
— Я не думала, что опоздание на 9 минут может угрожать нашим взаимоотношениям.
— Я так долго был уверен в этом, что мне будет сложно изменить это убеждение.
— Поскольку чем «свежее» убеждение, тем проще его изменить, попробуйте вспомнить свои ощущения в то время, когда данное убеждение только-только сформировалось. Представьте, что вы изменили его еще тогда.
— Я так долго был уверен в этом, что мне будет сложно изменить это убеждение.
— Возможно, процесс изменения убеждения окажется более легким и приятным, если попытаться изменить убеждение маленькими порциями, а не все сразу.
— Чак делал что-то такое, из-за чего я неоднократно испытал боль. Это непременно повторится, потому что случалось прежде. Чак умышленно причиняет мне боль. Я в опасности.
— Для того чтобы эффективно действовать в данной ситуации, важно определить, возрастает ли с каждым разом, когда вам причиняют боль, степень опасности или она не изменилась по сравнению с первым случаем?
— Чак делал что-то такое, из-за чего я неоднократно испытал боль. Это непременно повторится, потому что случалось прежде. Чак умышленно причиняет мне боль. Я в опасности.
— Когда вы говорите о том, что Чак умышленно причиняет вам боль, полагаете ли вы, что у него есть некий мысленный образ того, как он наносит вам вред? Если да, то какая часть этого образа наиболее опасна? В какой момент Чак начинает действовать согласно ему? Откуда, по-вашему, взялся этот образ?
— Рак заканчивается смертью.
— Мне всегда было интересно: сколько «смерти» содержится в одной раковой клетке?
— Почему ты не даришь мне цветы, ты меня не любишь?
— В чём тебе привычнее измерять любовь: в рублях, в штуках, в подарках в день?
— Эти часы слишком дорогие, я не могу себе их позволить.
— С какой цифры начинается «дорого»?
— Ты меня обижаешь своим молчанием.
— И на сколько секунд ты уже обиделась?
— Вы опять опоздали на работу!
— Как Вы различаете опоздание и задержку?
— Хороший начальник должен заботиться о подчинённых.
— Как Вы измеряете заботу: в рублях или в выходных днях?
— Почему ты не даришь мне цветы, ты меня не любишь?
— Какие цветы тебе докажут мою любовь: розы, гвоздики, гладиолусы?
— Эти часы слишком дорогие, я не могу себе их позволить.
— Вы посмотрите, какой красивый циферблат!
— Ты меня обижаешь своим молчанием.
— А позой? Выражением лица?
— Вы опять опоздали на работу!
— Да, на 4 минуты и 12 секунд.
— Хороший начальник должен заботиться о подчинённых.
— Я только сегодня отговорил шефа отправить Вас в командировку на Курилы.