«6-шаговый рефрейминг» — одна из первых техник в арсенале НЛП. Ее появление напрямую связано с периодом моделирования Милтона Эриксона. Для НЛПера «6-шаговый рефрейминг» представляет собой не только высокоэффективную технику широкого спектра действия, но и демонстрирует основные принципы работы Милтона Эриксона:
- уважение к любым проявлениям психики человека;
- представление бессознательного как мудрой и ресурсной части психики человека;
- вера в творческий потенциал человека;
- приоритет гибкости консультанта и утилизация всех возможных сложностей;
- предпочтение косвенных методов работы с клиентом над директивными;
- экология изменений.
Мы в своем курсе «НЛП-Практик» обычно располагаем эту технику ближе к окончанию семинара, объясняя это тем, что в отличие от многих других она требует особого искусства владения вербальной коммуникацией. Одно из важных условий успешного выполнения «6-шагового рефрейминга» заключается в лингвистически точном формулировании консультантом его инструкций. Хорошими помощниками в данном случае могут быть предикаты времени и речевые пресуппозиции. Также важен достаточно развитый у консультанта к моменту выполнения техники навык калибровки, поскольку обратная связь от клиента в ходе работы часто осуществляется на невербальном уровне. В общем можно сказать, что «6-шаговый рефрейминг» является прекрасной возможностью для проверки всех приобретенных за время обучения навыков и умений.
Переходя к разбору техники и к ее значению, хотим обратить ваше внимание на само ее название . «Шесть шагов» указывают на то, что выделяется 6 основных этапов работы. «Рефрейминг», как вам известно, означает «переформирование», «изменение отношения к чему-либо». Джон Гриндер в шутку называл эту технику «Переповедение», так как в результате ее применения контекст и смысл ситуации остаются прежними, но изменяется поведение человека.
«Показания» к использованию «6-шагового рефрейминга» очень разнообразны, но чаще всего выделяют следующие три направления:
- зависимости;
- психосоматические симптомы;
- множественные результаты.
К зависимостям относятся пристрастие к курению, алкоголю, наркотикам, а также другим веществам и продуктам питания, над мерой употребления которых человек в результате привыкания потерял контроль.
В современной медицине вопрос о психосоматическом происхождении того или иного симптома очень неоднозначен. Одни считают, что роль психических процессов и изменений при заболевании человека минимальна. Другие же, наоборот, даже бытовую травму готовы отнести к психосоматике, говоря, что человек в момент ее получения находился в измененном психическом состоянии, иначе бы этого не случилось. Но на сегодняшний день к психосоматическим относят заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Это те болезни, которые, как говорят в народе, возникают на «нервной почве». Наиболее известные из них: язвенная болезнь желудка и другие расстройства пищеварительной системы, гипертоническая болезнь, мигрень, бронхиальная астма, крапивница, псориаз, многие сексуальные расстройства, нарушения менструального цикла у женщин и т д.
Под множественным понимается такой результат, достижение которого неразрывно связано с реализацией других, дополнительных целей . Поясним разницу между множественным и единичным результатами. Например, единичный результат будет иметь ситуация, когда человек решил снизить вес собственного тела. Он выполняет набор определенных шагов, напрямую связанный с поставленной целью (изменяет рацион питания, увеличивает физическую активность и т. д.) и, достигнув ее, легко сохраняет полученные изменения сколь угодно долго. В случае множественного результата человек часто делает то же самое, но много раз подряд, так как спустя некоторое время вес возвращается к первоначальному или даже увеличивается. Другой признак множественного результата заключается в том, что по мере достижения успеха в решении поставленной задачи у человека начинают проявляться другие негативные симптомы. Например, чем дольше человек пытается не курить, тем больше у него появляется сложностей в общении, на работе, отдыхе: он становится раздражительным, беспокойным, несдержанным, быстро утомляется и т. д. Поэтому, чтобы все-таки достичь поставленной цели, человеку нужно решить параллельно еще несколько задач (систему уравнений), иначе изменения будут нестабильными или дадут негативные эффекты. Также признаком множественного/комплексного результата может служить замещение симптома — появление новой привычки, зависимости взамен устраненной. Так, многие бросившие курить начинают в ситуациях, где раньше брались за сигарету, сосать леденцы, грызть спички или жевать жевательную резинку. Известны случаи, когда после лечения методами, подобными сенсибилизации, алкоголик постепенно превращался в наркомана или токсикомана.
Приведенные выше примеры демонстрируют, что зачастую многие современные методы работы с зависимостями и психосоматическими заболеваниями сводятся к попыткам формального устранения симптома без учета его взаимосвязи со всей структурой субъективного опыта человека (о множественных результатах вообще мало кто думает).
Как вы уже, наверное, догадались, все три направления использования техники «6-шаговый рефрейминг» объединяются одним общим основанием — учетом вторичных выгод .
Прежде чем перейти к разбору шагов техники «6-шаговый рефрейминг», скажем еще несколько слов о ее форме. Процесс достижения желаемого результата организован в ней посредством работы с частями личности. Особенности такой концепции нами уже изучались ранее, например, в технике «Разрешение конфликта — визуальное сдавливание».
Итак, процедура, как обычно, начинается с того, что клиент заявляет какой-либо симптом (из указанных выше), от которого он хочет избавиться. НЛП-адаптированный клиент, конечно, сразу говорит о желаемом результате. При этом выясняется, что уже достаточно давно самыми разными способами он пытается справиться с этой трудностью, но безрезультатно (иначе бы он не пришел на консультацию). Если посмотреть на подобную ситуацию сквозь призму концепции частей личности, то можно предположить, что у человека есть часть, ответственная за желание устранить неприятный симптом. Именно она поддерживает стремление человека к изменению и побуждает его к активным действиям. Но трудность заключается в том, что эта часть не контролирует процесс изменения, поэтому ей и не удается реализовать свои намерения. Кто-то или что-то мешает ей осуществить задуманное. В этой ситуации логично предположить наличие второй части, которая по каким-либо причинам препятствует закреплению желаемого результата . Что же делать? Если продолжать воспринимать симптом как негативное проявление организма, а вторую часть считать виновницей всех бед, то сделать практически ничего нельзя, кроме ее удаления. Но НЛП предлагает не удалять, а добавлять! Для этого «всего лишь» нужно отнестись с соответствующим достоинством и уважением к этой части и поблагодарить ее за проявленную стойкость. А симптом считать лучшим из доступных ей вариантов поведения, с помощью которого она добивается какого-то важного результата . Что изменит такой взгляд на вещи? Он позволит найти позитивное намерение этой «загадочной» части, понять ее цель, осознать ценность, которую она поддерживает. И, следовательно, такой подход даст возможность подобрать другие, более экологичные варианты поведения, удовлетворяющие найденному намерению.
Конечно, может возникнуть резонный вопрос: «А если клиент не захочет искать позитивное намерение, как тогда проводить технику?» Да, действительно, не так легко после нескольких лет мучительных попыток измениться поверить в то, что все эти «трудности» поддерживались чем-то позитивным. Но НЛП-Практик обладает достаточно хорошим запасом прочности к таким ситуациям. Во-первых, это конгруэнтная личная убежденность в том, что «любое поведение (симптом) имеет позитивное намерение». Во-вторых, уместное использование рефреймингов смысла и контекста. Особенно красиво это делается с помощью метафор. Например, таких, как история о японских солдатах, которые находясь на отдаленном острове и не имея связи с внешним миром, не знали, что закончилась вторая мировая война, поэтому продолжали топить проходящие мимо них корабли. После того как японское правительство осознало весь ужас происходящего, оно тут же направило к этому острову специальный транспорт, чтобы забрать с него солдат. И вот по дороге домой они узнали, что уже давно занимались уничтожением мирных кораблей, и приготовились к самому суровому наказанию. Но каково же было их удивление, когда, сходя на берег, они услышали звуки оркестра и увидели парад, организованный в их честь. Япония чествовала их как героев, выражая свою благодарность за то, что, оставшись без связи и поддержки, они были готовы до конца выполнить свой долг и ту задачу, которая перед ними была поставлена.
Но, возвращаясь «из Японии» к технике «6-шаговый рефрейминг», скажем, что и сам Милтон Эриксон очень хорошо позаботился о том, чтобы клиенту было легко работать с «ненавистным» симптомом. Для этого он использовал косвенные инструкции и вопросы, построенные на основе речевых пресуппозиций. Поэтому если вы опасаетесь, что на третьем шаге техники клиент не будет уверен в наличии у его части позитивного намерения, то просто не дайте ему возможности усомниться в этом. Тут-то и начинается «эквилибристика языка»! Сравним два варианта. Например, переходя к поиску позитивного намерения, вы можете попросить клиента узнать у его части, есть ли у нее позитивное намерение. На такой вопрос человек с равной долей вероятности может ответить и да, и нет. Если он скажет «да», то вы легко продолжите вашу работу. А вот если он ответит «нет», то вам придется либо закончить работу, либо выкручиваться и подбирать другие пути к побуждению клиента искать позитивное намерение.
Дабы не полагаться на вероятность, а полностью контролировать процесс работы в технике, вы можете формулировать вопросы и инструкции так, чтобы оба возможных ответа приводили клиента к последующему шагу техники. Так, например, вы можете спросить: «Готов ли клиент осознать позитивное намерение своей части?», «Хочет ли часть сообщить клиенту свое позитивное намерение?», «Даст ли часть знать о своем позитивном намерении сознанию или подсознанию?» и т. д. Как вы можете заметить, независимо от того, отвечает клиент «да» или «нет», он вынужден признать наличие у этой части позитивного намерения . По такой же схеме строится работа на каждом шаге техники: сначала вы определяете цель данного шага, а затем формулируете его инструкцию в форме пресуппозиции. И тогда процесс изменения сводится к следующей последовательности шагов: определяем симптом; выделяем часть, которой он принадлежит; клиент признает ее позитивное намерение и подбирает ей альтернативные способы поведения, тем самым возвращая контроль над продвижением к желаемому результату отвечающей за это части .
Отдельного внимания достоин четвертый шаг техники -генерация новых вариантов поведения. Заметьте, насколько творческая часть напоминает состояние Мечтателя из стратегии творчества Уолта Диснея. Для получения большей отдачи от этого шага вы можете предварительно ассоциировать клиента с состоянием творчества и даже заякорить его на всякий случай .
Относительно роли творческой части хочется напомнить, что она просто генерирует различные варианты поведения, не навязывая конкретного решения. А за выбор отвечает именно та часть, которой принадлежал симптом. Но это уже пятый шаг, а он прекрасен по-своему. Для того чтобы быть уверенными в том, что новые выборы будут хотя бы раз опробованы, прежде чем определится степень их эффективности, часть спрашивают, на какой «испытательный срок» она их берет. Иначе это будет напоминать ситуацию, когда человек покупает отличные туфли для деловых встреч, затем с чувством исполненного долга ставит их на полку и продолжает по-прежнему ходить в старых, но привычных кроссовках.
По-эриксоновски красиво решен на шестом шаге вопрос экологии. Если верить в то, что человек — это не просто набор отдельных органов и их функций, а довольно сложная кибернетическая система, то при изменении любого ее элемента мы должны учитывать экологию всего организма. Именно поэтому после того, как часть, отвечающая за симптом, сама проверит на экологию новые варианты поведения, их контролируют и все остальные составляющие человека. Консультант только тогда перейдет к подстройке к будущему, когда будет уверен, что все части человека удовлетворены полученными результатами. В противном случае все вернется на прежние места (бывший симптом так и останется лучшим выбором) или на место решенной сложности придет новая (например, замещение симптома).
Иногда некоторые наши студенты задают следующий вопрос: «Вроде бы, изначально есть две «противоположные» части, почему бы не использовать технику «Разрешение конфликта — визуальное сдавливание»? На этот вопрос существует несколько ответов. Во-первых, при калибровке симптомов вы не обнаружите характерных признаков «противоположности» (типа, «с одной стороны», «с другой стороны», «хочу, но», «да, но», то есть имеется в виду, что вы найдете что-нибудь другое). Во-вторых, техника «Разрешение конфликта — визуальное сдавливание» используется в случаях, когда сложность возникает из-за попыток человека реализовать два значимых для него процесса одновременно (например, занятие бизнесом и обучение). А в данной ситуации человек всеми силами стремится к достижению только одной, явной цели (похудеть, бросить пить, курить, вылечить язву желудка и т. д.). И если бы ему ничего не мешало, он бы уже давно пожинал плоды успеха. В технике «6-шаговый рефрейминг» мы явно работаем только с одной частью, контролирующей процесс достижения желаемого результата. И наша цель заключается в том, чтобы предложить ей вместо симптома новые, не менее эффективные и более экологичные варианты поведения.
Список использованной литературы
- Плигин А., Герасимов. Руководство к курсу НЛП-Практик. — М.: Твои книги, 2016. — 576 с.