Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

«6-шаговый рефрейминг» — одна из первых техник в арсе­нале НЛП. Ее появление напрямую связано с периодом моде­лирования Милтона Эриксона. Для НЛПера «6-шаговый реф­рейминг» представляет собой не только высокоэффективную технику широкого спектра действия, но и демонстрирует ос­новные принципы работы Милтона Эриксона:

  • уважение к любым проявлениям психики человека;
  • представление бессознательного как мудрой и ресурс­ной части психики человека;
  • вера в творческий потенциал человека;
  • приоритет гибкости консультанта и утилизация всех возможных сложностей;
  • предпочтение косвенных методов работы с клиентом над директивными;
  • экология изменений.

Мы в своем курсе «НЛП-Практик» обычно располагаем эту технику ближе к окончанию семинара, объясняя это тем, что в отличие от многих других она требует особого искусства владения вербальной коммуникацией. Одно из важных усло­вий успешного выполнения «6-шагового рефрейминга» за­ключается в лингвистически точном формулировании кон­сультантом его инструкций. Хорошими помощниками в данном случае могут быть предикаты времени и речевые пресуппозиции. Также важен достаточно развитый у консуль­танта к моменту выполнения техники навык калибровки, по­скольку обратная связь от клиента в ходе работы часто осу­ществляется на невербальном уровне. В общем можно сказать, что «6-шаговый рефрейминг» является прекрасной возможностью для проверки всех приобретенных за время обучения навыков и умений.

Переходя к разбору техники и к ее значению, хотим обра­тить ваше внимание на само ее название . «Шесть шагов» ука­зывают на то, что выделяется 6 основных этапов работы. «Рефрейминг», как вам известно, означает «переформирование», «изменение отношения к чему-либо». Джон Гриндер в шутку называл эту технику «Переповедение», так как в результате ее применения контекст и смысл ситуации остаются прежними, но изменяется поведение человека.

«Показания» к использованию «6-шагового рефрейминга» очень разнообразны, но чаще всего выделяют следующие три направления:

  • зависимости;
  • психосоматические симптомы;
  • множественные результаты.

К зависимостям относятся пристрастие к курению, алкого­лю, наркотикам, а также другим веществам и продуктам пита­ния, над мерой употребления которых человек в результате привыкания потерял контроль.

В современной медицине вопрос о психосоматическом про­исхождении того или иного симптома очень неоднозначен. Од­ни считают, что роль психических процессов и изменений при заболевании человека минимальна. Другие же, наоборот, даже бытовую травму готовы отнести к психосоматике, говоря, что человек в момент ее получения находился в измененном пси­хическом состоянии, иначе бы этого не случилось. Но на сего­дняшний день к психосоматическим относят заболевания вну­тренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Это те болезни, которые, как говорят в народе, возникают на «нерв­ной почве». Наиболее известные из них: язвенная болезнь желудка и другие расстройства пищеварительной системы, ги­пертоническая болезнь, мигрень, бронхиальная астма, крапив­ница, псориаз, многие сексуальные расстройства, нарушения менструального цикла у женщин и т д.

Под множественным понимается такой результат, дости­жение которого неразрывно связано с реализацией других, дополнительных целей . Поясним разницу между множест­венным и единичным результатами. Например, единичный результат будет иметь ситуация, когда человек решил снизить вес собственного тела. Он выполняет набор определенных шагов, напрямую связанный с поставленной целью (изменяет рацион питания, увеличивает физическую активность и т. д.) и, достигнув ее, легко сохраняет полученные изменения сколь угодно долго. В случае множественного результата человек часто делает то же самое, но много раз подряд, так как спустя некоторое время вес возвращается к первоначальному или даже увеличивается. Другой признак множественного результа­та заключается в том, что по мере достижения успеха в реше­нии поставленной задачи у человека начинают проявляться другие негативные симптомы. Например, чем дольше человек пытается не курить, тем больше у него появляется сложностей в общении, на работе, отдыхе: он становится раздражитель­ным, беспокойным, несдержанным, быстро утомляется и т. д. Поэтому, чтобы все-таки достичь поставленной цели, челове­ку нужно решить параллельно еще несколько задач (систему уравнений), иначе изменения будут нестабильными или дадут негативные эффекты. Также признаком множественно­го/комплексного результата может служить замещение симп­тома — появление новой привычки, зависимости взамен уст­раненной. Так, многие бросившие курить начинают в ситуациях, где раньше брались за сигарету, сосать леденцы, грызть спички или жевать жевательную резинку. Известны случаи, когда после лечения методами, подобными сенсиби­лизации, алкоголик постепенно превращался в наркомана или токсикомана.

Приведенные выше примеры демонстрируют, что зачастую многие современные методы работы с зависимостями и пси­хосоматическими заболеваниями сводятся к попыткам фор­мального устранения симптома без учета его взаимосвязи со всей структурой субъективного опыта человека (о множест­венных результатах вообще мало кто думает).

Как вы уже, наверное, догадались, все три направления ис­пользования техники «6-шаговый рефрейминг» объединяют­ся одним общим основанием — учетом вторичных выгод .

Прежде чем перейти к разбору шагов техники «6-шаговый рефрейминг», скажем еще несколько слов о ее форме. Про­цесс достижения желаемого результата организован в ней по­средством работы с частями личности. Особенности такой концепции нами уже изучались ранее, например, в технике «Разрешение конфликта — визуальное сдавливание».

Итак, процедура, как обычно, начинается с того, что клиент заявляет какой-либо симптом (из указанных выше), от которого он хочет избавиться. НЛП-адаптированный кли­ент, конечно, сразу говорит о желаемом результате. При этом выясняется, что уже достаточно давно самыми разными спо­собами он пытается справиться с этой трудностью, но безре­зультатно (иначе бы он не пришел на консультацию). Если посмотреть на подобную ситуацию сквозь призму концепции частей личности, то можно предположить, что у человека есть часть, ответственная за желание устранить неприятный симптом. Именно она поддерживает стремление человека к изме­нению и побуждает его к активным действиям. Но трудность заключается в том, что эта часть не контролирует процесс из­менения, поэтому ей и не удается реализовать свои намере­ния. Кто-то или что-то мешает ей осуществить задуманное. В этой ситуации логично предположить наличие второй час­ти, которая по каким-либо причинам препятствует закрепле­нию желаемого результата . Что же делать? Если продолжать воспринимать симптом как негативное проявление организ­ма, а вторую часть считать виновницей всех бед, то сделать практически ничего нельзя, кроме ее удаления. Но НЛП предлагает не удалять, а добавлять! Для этого «всего лишь» нужно отнестись с соответствующим достоинством и уваже­нием к этой части и поблагодарить ее за проявленную стой­кость. А симптом считать лучшим из доступных ей вариантов поведения, с помощью которого она добивается какого-то важного результата . Что изменит такой взгляд на вещи? Он позволит найти позитивное намерение этой «загадочной» ча­сти, понять ее цель, осознать ценность, которую она поддер­живает. И, следовательно, такой подход даст возможность по­добрать другие, более экологичные варианты поведения, удовлетворяющие найденному намерению.

Конечно, может возникнуть резонный вопрос: «А если клиент не захочет искать позитивное намерение, как тогда проводить технику?» Да, действительно, не так легко после нескольких лет мучительных попыток измениться поверить в то, что все эти «трудности» поддерживались чем-то позитив­ным. Но НЛП-Практик обладает достаточно хорошим запа­сом прочности к таким ситуациям. Во-первых, это конгруэнт­ная личная убежденность в том, что «любое поведение (симптом) имеет позитивное намерение». Во-вторых, умест­ное использование рефреймингов смысла и контекста. Осо­бенно красиво это делается с помощью метафор. Например, таких, как история о японских солдатах, которые находясь на отдаленном острове и не имея связи с внешним миром, не знали, что закончилась вторая мировая война, поэтому продолжали топить проходящие мимо них корабли. После то­го как японское правительство осознало весь ужас происходя­щего, оно тут же направило к этому острову специальный транспорт, чтобы забрать с него солдат. И вот по дороге домой они узнали, что уже давно занимались уничтожением мирных кораблей, и приготовились к самому суровому наказанию. Но каково же было их удивление, когда, сходя на берег, они услышали звуки оркестра и увидели парад, организованный в их честь. Япония чествовала их как героев, выражая свою благодарность за то, что, оставшись без связи и поддержки, они были готовы до конца выполнить свой долг и ту задачу, которая перед ними была поставлена.

Но, возвращаясь «из Японии» к технике «6-шаговый реф­рейминг», скажем, что и сам Милтон Эриксон очень хорошо позаботился о том, чтобы клиенту было легко работать с «не­навистным» симптомом. Для этого он использовал косвенные инструкции и вопросы, построенные на основе речевых пре­суппозиций. Поэтому если вы опасаетесь, что на третьем ша­ге техники клиент не будет уверен в наличии у его части пози­тивного намерения, то просто не дайте ему возможности усомниться в этом. Тут-то и начинается «эквилибристика языка»! Сравним два варианта. Например, переходя к поиску позитивного намерения, вы можете попросить клиента узнать у его части, есть ли у нее позитивное намерение. На такой во­прос человек с равной долей вероятности может ответить и да, и нет. Если он скажет «да», то вы легко продолжите вашу ра­боту. А вот если он ответит «нет», то вам придется либо закон­чить работу, либо выкручиваться и подбирать другие пути к побуждению клиента искать позитивное намерение.

Дабы не полагаться на вероятность, а полностью контро­лировать процесс работы в технике, вы можете формулиро­вать вопросы и инструкции так, чтобы оба возможных ответа приводили клиента к последующему шагу техники. Так, на­пример, вы можете спросить: «Готов ли клиент осознать пози­тивное намерение своей части?», «Хочет ли часть сообщить клиенту свое позитивное намерение?», «Даст ли часть знать о своем позитивном намерении сознанию или подсознанию?» и т. д. Как вы можете заметить, независимо от того, отвечает клиент «да» или «нет», он вынужден признать наличие у этой части позитивного намерения . По такой же схеме строится работа на каждом шаге техники: сначала вы определяете цель данного шага, а затем формулируете его инструкцию в форме пресуппозиции. И тогда процесс изменения сводится к следу­ющей последовательности шагов: определяем симптом; выде­ляем часть, которой он принадлежит; клиент признает ее по­зитивное намерение и подбирает ей альтернативные способы поведения, тем самым возвращая контроль над продвиже­нием к желаемому результату отвечающей за это части .

Отдельного внимания достоин четвертый шаг техники -генерация новых вариантов поведения. Заметьте, насколько творческая часть напоминает состояние Мечтателя из стра­тегии творчества Уолта Диснея. Для получения большей отдачи от этого шага вы можете предварительно ассоцииро­вать клиента с состоянием творчества и даже заякорить его на всякий случай   .

Относительно роли творческой части хочется напомнить, что она просто генерирует различные варианты поведения, не навязывая конкретного решения. А за выбор отвечает именно та часть, которой принадлежал симптом. Но это уже пятый шаг, а он прекрасен по-своему. Для того чтобы быть уверенными в том, что новые выборы будут хотя бы раз опро­бованы, прежде чем определится степень их эффективности, часть спрашивают, на какой «испытательный срок» она их бе­рет. Иначе это будет напоминать ситуацию, когда человек по­купает отличные туфли для деловых встреч, затем с чувством исполненного долга ставит их на полку и продолжает по-прежнему ходить в старых, но привычных кроссовках.

По-эриксоновски красиво решен на шестом шаге вопрос экологии. Если верить в то, что человек — это не просто набор отдельных органов и их функций, а довольно сложная кибер­нетическая система, то при изменении любого ее элемента мы должны учитывать экологию всего организма. Именно поэто­му после того, как часть, отвечающая за симптом, сама прове­рит на экологию новые варианты поведения, их контролиру­ют и все остальные составляющие человека. Консультант только тогда перейдет к подстройке к будущему, когда будет уверен, что все части человека удовлетворены полученными результатами. В противном случае все вернется на прежние места (бывший симптом так и останется лучшим выбором) или на место решенной сложности придет новая (например, замещение симптома).

 

Иногда некоторые наши студенты задают следующий вопрос: «Вроде бы, изначально есть две «противоположные» части, почему бы не использо­вать технику «Разрешение конфликта — визуальное сдавливание»? На этот вопрос существует несколько ответов. Во-первых, при калибровке симптомов вы не обнаружите характерных признаков «противоположно­сти» (типа, «с одной стороны», «с другой стороны», «хочу, но», «да, но», то есть имеется в виду, что вы найдете что-нибудь другое). Во-вторых, тех­ника «Разрешение конфликта — визуальное сдавливание» используется в случаях, когда сложность возникает из-за попыток человека реализо­вать два значимых для него процесса одновременно (например, занятие бизнесом и обучение). А в данной ситуации человек всеми силами стре­мится к достижению только одной, явной цели (похудеть, бросить пить, курить, вылечить язву желудка и т. д.). И если бы ему ничего не мешало, он бы уже давно пожинал плоды успеха. В технике «6-шаговый рефрей­минг» мы явно работаем только с одной частью, контролирующей про­цесс достижения желаемого результата. И наша цель заключается в том, чтобы предложить ей вместо симптома новые, не менее эффективные и более экологичные варианты поведения.

Список использованной литературы

  1. Плигин А., Герасимов. Руководство к курсу НЛП-Практик. — М.: Твои книги, 2016. — 576 с.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.